Международный детский сад: Москва, Гранатный переулок, д.20
Познаем мир на двух языках!
+7 (495) 690-51-44
+7 (495) 743-43-73

Давайте знакомиться!

Если Вы хотите увидеть, где будет учиться Ваш ребенок, мы
организуем экскурсию по нашему садику в удобное для Вас время.

Пожалуйста, заполните все поля. Спасибо!

Отправляя настоящую форму, Вы даете согласие на обработку персональных данных.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

Заказать звонок

Отправляя настоящую форму, Вы даете согласие на обработку персональных данных.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.
Back to top

Почему дети совсем не такие творческие существа, какими мы их считаем

Часто можно услышать, что дети — это просто кладезь фантазии, что дошкольники — творческие натуры, а взрослые могут только позавидовать. Даже дают советы, как «раскрепостить свою фантазию и творить как ребёнок». У меня трое детей, и я точно знаю: это не так.

1. Детям сначала нужно узнать этот мир

Творчество — это создание собственного мира. Ребёнку для начала приходится познавать тот мир, который уже создан до него. Именно поэтому многим взрослым так скучно играть с трёхлеткой в то, как кукла пьёт чай и как мишке лечат горло. Семилетка с наслаждением срисовывает из журнала стандартные цветочки и венки. Двенадцатилетняя копирует модный маникюр у видеоблогера. Пятнадцатилетний пишет роман-фанфик с героями Толкина. Исключения бывают, и я напишу о них ниже. Но как правило — ребёнок может очень долго писать стихи Пушкина и сочинять мелодии Моцарта или песенки модных групп, и ему будет казаться, что это его собственное творчество. Это нормально, это нужно, это здорово. Но это пока не творчество, а этап подражания. Кстати, этот этап может и выходить за пределы детства — мне вспоминается циничное высказывание одного (ныне покойного) злого критика о том, что «молодой писатель как младенец: что прочитал, тем и покакал». Что-то в этом есть, честное слово.


2. Дети консервативны и любят повторять одно и то же

Не все, но очень многие. Если ребёнок влюбился в какой-то стиль, героя, сюжет — пиши пропало, только черепашки Ниндзя, только волосатые губастые принцессы, только экскаваторы. Особенно сильно эта черта проявляется у детей с сильным «шизоидным радикалом» — как бы в качестве компенсации за то, что в целом творческие способности у них часто пробуждаются рано и бурно. Эти дети способны сочинять длинные поэмы о жизни на своей выдуманной планете, которые понятны и интересны одному только их автору. Годами рисовать картины с одним и тем же сюжетом, тоже не очень-то понятным внешнему наблюдателю. Спустя десять лет спектр интересов расширяется и молодой автор или художник перестаёт долбить в одну точку. Но ребёнок именно этим и занимается. Это опять-таки нормально. И это тоже пока не творчество, а сложная аутостимуляция, самоуспокоение, расчесывание любимой колеи в мозгу.


3. У ребёнка нет банка идей (и ему не хватает опыта)

Моя старшая дочка хочет сделать для младшей костюм волшебницы на день рождения. Но не знает как. Я подсказываю: возьми пакет — это готовый верх для сарафана; отрежь донышко и пришей по кругу разноцветные полоски бумаги — вот и юбка. Дочь подхватывает эту идею и присочиняет к ней ещё одну, почти свою: чтобы не было видно надписей на пакете, я сделаю розочки из ватных дисков — мне показывали, как их делать, на дизайне. Как взаимодействуют с водой разные краски? Что можно к чему приклеить и что из этого получится? Всё это — только опыт. И даже рифмы, слова, идеи берутся только после того, как ты какое-то время читал Пушкина, Хлебникова и, например, Аронзона. «Сам Бог не сумел бы создать ничего, не будь у него матерьяльца», — как сказал Гейне. Ребёнок складывает на полочки разнообразные возможности — и творит всё более вариативно. Банк идей формируется не сразу, да и умение пользоваться им предполагает развитую память, внимание, способность комбинировать.


4. Ребёнок не свободен

Нам-то, взрослым, иногда кажется, что ребёнок — свободное существо. Нет и нет. Взрослый — свободнее. Кругозор ребёнка, да и подростка, пока узок, он просто не может себе представить — что может быть. Ребёнок зависим от своего окружения и частного маленького опыта. Мир ребёнка маленький, камерный. Да и в этом мире он пока не слишком хорошо ориентируется. Поэтому ребёнок ограничен в темах и средствах. Свободный полёт фантазии начинается, когда есть куда лететь. Если восьмиклассник пишет рассказы, то о чём? О героях прочитанных книг или просмотренных фильмах — или об отношениях в классе. Других доступных миров у него пока нет.

«Да? А как же, знаете, бывают такие случаи, когда ребёнок пишет стихи или картины — и словно его рукой кто-то водит, и мы думаем, потрясённые: откуда он может это знать, чувствовать?»


5. Творчество детей — продукт фантазии взрослых

Не всегда, но очень часто. И всегда — если речь идёт о творчестве, которое взрослым действительно нравится. Из тех же аутичных карт метро можно составить прикольный и стильный принт на юбку. Стихи, в которых малыш бессознательно рифмует, комбинируя услышанные обрывки взрослых стихов, кажутся кому-то божественным откровением. Мы можем видеть в картинке или тексте ребёнка что-то, чего он вовсе не имел в виду. Это наши творческие способности. Конечно, тут вопрос философский: когда я иду по району и фотографирую художественные пятна на стенах, я превращаю их в своего рода произведения искусства. Хотя их авторы просто замазывали неприличные надписи или даже кисточку обтирали после покраски. Но этих людей я не знаю и в гении их не записываю, а с детишками надо осторожнее. Вспомним Нику Турбину и её творческого читателя Евтушенко.


Ладно, ну так что — дети, получается, примитивные зверюшки, которые лишены фантазии и возможности творить? Ну уж нет. Дети действительно учатся творчеству, и в них есть огромная потенциальная энергия, которой нужно не мешать. А если нам хочется — то и немного помогать.

Что делать, чтобы развить фантазию ребёнка

1. Поощрять беспорядочное спонтанное творчество. Пусть размазывают пятна, рисуют экскаваторы, мнут пластилин и брякают на гитаре какофонию под названием «Меланхолия совы». Не останавливать ребёнка словами «сначала научись». Не поднимать на смех десятилетку, сочинившего стихотворение «Ночь. Фонарь. Аптека. Улица». Пусть сначала пробуют и радуются звукам, краскам, словам, а учиться будут потом, если захотят. Будьте уверены, если захотят — научатся, ещё как!

2. Делиться опытом, если дети спрашивают. (И иногда — если хочется самому).

3. Творить вместе и просто сидя рядом. Буриме, рисование на одном листе и рядом на разных листах, сочинение песенок, шитье — всё, что любим мы сами.

4. Не мучить дошкольников и младших школьников целенаправленным и жёстким обучением различным искусствам. Исключение составляет, наверное, игра на инструменте — это не творчество, а скорее ремесло. А вот как рисовать грушу — лучше пусть сообразит сам, если ему это интересно.

5. С изначально творческими детьми — внимательно следить за тем, чтобы их творчество становилось более эмоциональным, менее абстрактным, более личным. Пусть карты метро постепенно переходят в карты волшебной страны, а стихи об эльфах — в стихи о погоде и настроении.

6. Не оценивать и приучать не бояться оценок. Не навязывать шаблоны — наоборот, помогать расширять кругозор, подкидывать то Мандельштама, то Кандинского, то ещё что-нибудь сверхнеобычное. Пусть подражает то одному, то другому. В какой-то момент подражание превращается в комбинирование, и в какой-то точке формируется этот уникальный сплав: из заимствований начинается собственное, оригинальное, настоящее.

Фото: iStockphoto (oksun70, BrianAJackson, DragonImages, Kuzmichstudio, Sensay)

Ксения Букша
Мел

Читайте также