Адаптация ребёнка к новым условиям
Первые дни в детском саду или возвращение малыша после длительного отсутствия, поступление ребёнка в школу, смена места жительства, развод родителей, потеря или появление нового члена семьи, может стать причиной стресса ребёнка любого возраста.
Реакциями на адаптацию к ситуации могут быть:
- нарушения сна;
- изменения аппетита в ту или иную сторону;
- регресс, «потеря» навыков, в т.ч. энурез;
- эмоциональная нестабильность, частый плач, агрессия;
- появление страхов, необъяснимой тревоги;
- невротические реакции, например, тики и заикание;
- психосоматические заболевания.
Чем может помочь ребёнку взрослый?
- Как всегда, профилактика лучшее средство.
По возможности, необходимо подготовить ребёнка к переменам, например, сходить на экскурсию в детский сад или заранее сменить летний режим жизни малыша на режим детского учреждения; посещать подготовительные занятия в школе; спокойно рассказать малышу о новом месте жительства, объяснить, почему и для чего это необходимо, по возможности сохранить обстановку детской комнаты; объяснить ребенку, что взрослые остаются любящими родителями, даже если решили, что не могут жить больше вместе и т.д.
- Спокойное, уверенное поведение взрослого станет хорошим примером. Для ребёнка и подростка важно находиться рядом с действительно взрослой, зрелой личностью. Это дарит ощущение безопасности и защищённости.
- Использовать приемы активного слушания (поддакивание, подбадривание, побуждение, озвучивание его чувств) необходимо всегда для того, чтобы ребёнок понимал, что его слышат. Поделитесь своими чувствами, при этом подчеркните, что вам помогает в этой ситуации. Поддерживайте друг друга. Объединяйтесь против стресса.
- Создавать ощущение стабильности. Соблюдать режим отдыха и питания также необходимо всегда. Стабильность, традиции и правила дают ощущение контроля ситуации и снижают тревогу.
- Игра, сказка, – лучшее средство для реабилитации, восстановления уверенности и создания ситуации успеха у малыша. Проиграйте с ребенком ситуацию, расскажите сказку, обсудите возможные варианты, закончите игру или сказку радостным финалом. С подростком можно создавать коллажи и составлять план действий в новых условиях.
- Использовать успокаивающие процедуры (водные процедуры; прослушивание музыки; движение на воздухе; общение с близкими и с животными; творчество; любые занятия, приносящие удовольствие и радость), снимающие напряжение.
- Проконсультироваться с психологом. Симптомы адаптации схожи с симптоматикой серьёзных нарушений развития.
Что нельзя делать?
- Преувеличивать положительные стороны ситуации, утаивать негативную информацию или, наоборот, делиться взрослыми подробностями.
- Демонстрировать собственную тревогу и беспомощность.
- Обесценивать детские переживания высказываниями типа «нашёл из-за чего расстраиваться, это пустяки!».
- Вносить дополнительные перемены.
- Отшучиваться, уходить от разговора: «Давай как-нибудь потом поговорим».
Адаптация – это приспособление органов чувств и организма в целом к изменяющимся условиям существования. Выделяют 3 степени адаптации:
- до 16 дней - лёгкая адаптация
- до 30 дней - средней тяжести
- 30 дней и более - тяжёлая адаптация
Какие личностные особенности ребенка влияют на успешность адаптации к новым условиям?
- Темперамент, тип личности.
Понятно, что сенситиву или меланхолику, впечатлительному и ранимому, сложнее адаптироваться к новым условиям.
- Навыки и знания всегда служат опорой в сложных ситуациях.
- Жизненный опыт, ситуации успеха вселяют уверенность в себе.