Меню
Back to top

Адаптация ребёнка к новым условиям

Первые дни в детском саду или возвращение малыша после длительного отсутствия, поступление ребёнка в школу, смена места жительства, развод родителей, потеря или появление нового члена семьи, может стать причиной стресса ребёнка любого возраста.

Реакциями на адаптацию к ситуации могут быть:

  • нарушения сна;
  • изменения аппетита в ту или иную сторону;
  • регресс, «потеря» навыков, в т.ч. энурез;
  • эмоциональная нестабильность, частый плач, агрессия;
  • появление страхов, необъяснимой тревоги;
  • невротические реакции, например, тики и заикание;
  • психосоматические заболевания.

 

Чем может помочь ребёнку взрослый?

 

  1. Как всегда, профилактика лучшее средство.

По возможности, необходимо подготовить ребёнка к переменам, например, сходить на экскурсию в детский сад или заранее сменить летний режим жизни малыша на режим детского учреждения; посещать подготовительные занятия в школе; спокойно рассказать малышу о новом месте жительства, объяснить, почему и для чего это необходимо, по возможности сохранить обстановку детской комнаты; объяснить ребенку, что взрослые остаются любящими родителями, даже если решили, что не могут жить больше вместе и т.д.

  1. Спокойное, уверенное поведение взрослого станет хорошим примером. Для ребёнка и подростка важно находиться рядом с действительно взрослой, зрелой личностью. Это дарит ощущение безопасности и защищённости.
  2. Использовать приемы активного слушания (поддакивание, подбадривание, побуждение, озвучивание его чувств) необходимо всегда для того, чтобы ребёнок понимал, что его слышат. Поделитесь своими чувствами, при этом подчеркните, что вам помогает в этой ситуации. Поддерживайте друг друга. Объединяйтесь против стресса.
  3. Создавать ощущение стабильности. Соблюдать режим отдыха и питания также необходимо всегда. Стабильность, традиции и правила дают ощущение контроля ситуации и снижают тревогу.
  4. Игра, сказка,  – лучшее средство для реабилитации, восстановления уверенности и создания ситуации успеха у малыша. Проиграйте с ребенком ситуацию, расскажите сказку, обсудите возможные варианты, закончите игру или сказку радостным финалом. С подростком можно создавать коллажи и составлять план действий в новых условиях.
  5. Использовать успокаивающие процедуры (водные процедуры; прослушивание музыки; движение на воздухе; общение с близкими и с животными; творчество; любые занятия, приносящие удовольствие и радость), снимающие напряжение.
  6. Проконсультироваться с психологом. Симптомы адаптации схожи с симптоматикой серьёзных нарушений развития.

 

Что нельзя делать?

 

  • Преувеличивать положительные стороны ситуации, утаивать негативную информацию или, наоборот, делиться взрослыми подробностями.
  • Демонстрировать собственную тревогу и беспомощность.
  • Обесценивать детские переживания высказываниями типа «нашёл из-за чего расстраиваться, это пустяки!».
  • Вносить дополнительные перемены.
  • Отшучиваться, уходить от разговора: «Давай как-нибудь потом поговорим».

 

Адаптация – это приспособление органов чувств и организма в целом к изменяющимся условиям существования. Выделяют 3 степени адаптации:

  • до 16 дней - лёгкая адаптация
  • до 30 дней - средней тяжести
  • 30 дней и более - тяжёлая адаптация

 

Какие личностные особенности ребенка влияют на успешность адаптации к новым условиям?

 

  • Темперамент, тип личности.

Понятно, что сенситиву или меланхолику, впечатлительному и ранимому, сложнее адаптироваться к новым условиям.

  • Навыки и знания всегда служат опорой в сложных ситуациях.
  • Жизненный опыт, ситуации успеха вселяют уверенность в себе.

Читайте также