Что делать, если ребенок плачет?
Почему ребенок плачет, что он хочет этим донести до родителей и какие действия нужно или не нужно предпринимать в таком случае? На эти вопросы попыталась ответить психолог-консультант, аналитический психолог детского сада Kids' Estate Екатерина Синицына
Эмоции – это проявление процессов, которые происходят внутри психики. Пришел ребенок после детского праздника, скачет по комнате, спать не укладывается, - так он демонстрирует сильную возбужденность, а затормозить свою подвижность еще не в состоянии, не созрела кора головного мозга. От усталости и бессилия малыш может даже расплакаться. Таким образом, плач есть проявление того, что ребенок сталкивается со слишком сильными для его психики событиями, которые он не в состоянии самостоятельно «переварить».
Эмоциональный плач может быть вызван, с одной стороны, внешними событиями. В таком случае, нужно проанализировать, в подходящих ли условиях находится ребенок. Не смотрит ли фильмы не по возрасту с «малейшими проявлениями жестокости», не является ли свидетелем семейных и прочих сцен. Зачастую родители игнорируют маленькую эмоциональную устойчивость детей, регулярно и безуспешно проверяя их психику на прочность. Но дети они существа живучие
С другой стороны, с индивидуальными особенностями нервной системы, среди нас есть и сангвиники, и флегматики, и меланхолики, - у одного нервная система подвижнее, у другого сильнее и т.п. Поэтому в одинаковых условиях один ребенок будет плакать, другой драться, а третий замкнется в себе.
В любом случае, если ребенок плачет, ему нужно участие. И даже не так важно, плачет ли он от переизбытка чувств или с целью заполучить требуемое. Сядьте с ним рядом, обнимите его, поговорите с ним участливо. Если каприз не заканчивается, мягко, но требовательно скажите, что заботитесь о ребенке и разрешаете то, что полезно ему и не разрешаете, что вредно, потому что любите его и хотите, чтобы у него все было хорошо. Если ребенок еще не усвоил это правило, и продолжает требовать, скажите с серьезным выражением лица твердое «нет», предложите альтернативу. Если ребенок не откликнется, сообщите, что вам нужно заняться своими делами, и когда он закончит плакать, он может подойти к вам, и вы обнимите его. Спокойно занимайтесь своими делами, но не оставляйте ребенка без внимания больше нескольких минут, периодически интересуйтесь, как у него дела.