Изучаем английский язык
Многие родители мечтают, чтобы их ребенок не только знал наизусть Why Do You Cry Willy, но и читал Оскара Уайльда на языке оригинала. Я расскажу, как организовать занятия с маленькими детьми, чтобы к поступлению в первый класс ребенок уже был на «ты» с учебником и рабочей тетрадью по английскому языку.
Когда начинать
При изучении родного и любого иностранного языка дети до трех лет только воспринимают слова, а с трех до шести лет наступает период развития речи. Лучше начинать изучать язык как можно раньше, чтобы к трехлетнему возрасту ребенок уже узнавал некоторые слова.
В дошкольный период формируется фонематический слух — до трех лет закладываются его основы. Поэтому важно, чтобы первые уроки вели педагоги-носители языка — они обеспечат фонетически и грамматически правильное звучание английской речи.
Слово + действие
В основе наших занятий — метод опоры на физическое действие, то есть слова и звуки сочетаются с действиями ребенка. Этим методом пользуются все родители в младенческом возрасте: кормят, одевают, играют, общаются с малышом и объясняют ему ход действий. Мамина речь начинает ассоциироваться с конкретными предметами и ситуациями, и эти слова постепенно входят в детский лексикон. При изучении иностранного языка такой подход не менее эффективен. С помощью мимики, жестов, окружающих предметов и учебных пособий родители и педагоги объясняют смысл английских слов и стараются, чтобы ребенок ассоциировал слова с действиями.
Переодевание, зарядка, сервировка стола, завтрак, становятся элементами обучения и организуют языковое пространство. Педагог разговаривает с детьми на английском, вовлекая их в языковую среду. Например, на уроках Art & Craft дети лепят, рисуют и параллельно общаются на английском языке. При этом закрепляется определенный лексический материал, связанный с творческой деятельностью, добавляется новый, вытекающий из конкретной темы занятия, отрабатывается лексика, необходимая для социального взаимодействия с преподавателем и друзьями.
Для дошкольников игра — основной вид деятельности, поэтому выстраивайте занятие таким образом, чтобы ребенок не задумывался над тем, что он учится. Пусть он общается и играет, ведь английский язык — это средство коммуникации. Стройте корабли и отправляйтесь на поиски сокровищ, летайте в космос и знакомьтесь с инопланетянами. Разыгрывайте маленькие сценки, читайте стихи, пойте песенки. В активной деятельности включаются все виды памяти, и материал легче усваивается. Дети не только понимают слова, но и активно используют их в речи.
Учебные и методические пособия
У маленьких детей не очень хорошо развито абстрактное мышление, поэтому используйте на уроке дополнительный материал. Чтобы легче запоминать различные команды, цвета, предметы и действия, предложите ребенку взять на занятие любимую игрушку.
Смоделируйте ситуацию, например, плюшевый тигр съел синее мороженое, и у него испачкался язык и зубы. Достаньте волшебную коробочку, и пусть дети попробуют угадать, что в ней находится — называют предметы на английском языке. В коробочке лежат зубные щетки. Пусть каждый ребенок выберет щетку, назовет ее цвет и почистит зубы своей игрушке.
Детям нравится играть с карточками, на которых написаны английские слова и нарисованы животные, предметы и действия. Карточки можно переворачивать, менять местами, группировать по разным признакам. Ребенок может принять участие и в их изготовлении: вырезать, раскрасить, наклеить на картон. В играх с карточками развивается мелкая моторика, память, логика, образное и творческое мышление.
Начните урок с игры «чего не хватает?» (What's Missing?) Разложите на столе карточки, игрушечные транспортные средства, геометрические фигуры, разноцветную посуду. Для детей трех-четырех лет в ряду может быть пять-шесть предметов, а для более старших — девять-десять. Внимательно рассмотрите картинки, запомните их цвет и расположение. Затем попросите детей закрыть глаза и в это время уберите одну карточку. Все открывают глаза, определяют, какой картинки не хватает, и называют это слово по-английски. Тот, кто правильно назовет слово, становится ведущим.
Еще один вариант игры с карточками — «игра на память» (Memory Game). На столе раскладываются тематические карточки картинкой вниз. На одних изображены животные, а на других написано, как они называются по-английски. Дети переворачивают карточки и составляют пары «картинка-название животного».
Собирайте пазлы с изображением английского алфавита, играйте в лото, где ведущий называет английское слово, а игроки ищут соответствующее изображение на поле, читайте книжки-вырезалки и составляйте из предложений смешные истории.
На уроке можно использовать любой подручный материал. Главное — придумать интересный сценарий. Разноцветные бельевые прищепки развивают мелкую моторику, и с ними удобно повторять цвета. Порядок цифр легче запомнить с помощью больших пуговиц, нанизанных на шнурок. Закопайте в фасоль или горох маленькие игрушки и предложите ребенку отыскать фигурку, ощупать ее и назвать животное, транспорт или кукольный аксессуар — туфли, расческу, заколку или браслет. Рассматривайте коробочки, обсуждайте на какие геометрические фигуры они похожи, какая из них больше, ярче, и что в них можно положить.
Как одновременно изучать русский и английский язык
Многие родители отодвигают изучение английского языка до поступления в первый класс, так как боятся, что ребенок будет уставать, часто болеть и не сможет осилить две объемные программы. Чтобы не было перегрузки, соблюдайте режим, чередуйте занятия и полноценный отдых. Активные и долгие прогулки, дневной сон, сказки и игры не менее важны, чем занятия.
Мы максимально запараллелили русские и английские темы по окружающему миру, творчеству, спортивным занятиям, играем в одни и те же игры, не меняем визуальный и методический материал. Таким образом, у ребенка на уровне ассоциативной памяти одна и та же картинка воспринимается в контексте двух языков, независимо от времени и места.