Меню
Back to top

Как отличить мелкие трудности от настоящих проблем?

Психосоциальный стресс (жизненные обстоятельства, школьная адаптация) может ускорить начало или способствовать проявлению широкого спектра расстройств, при этом они мешают успешно справиться со стрессом и, следовательно, ведут к проблемам социального функционирования.

Но при этом мало кто задумывается о том, что своевременное обнаружение проблемы увеличивает шансы на счастливое от нее избавление. Существует масса примеров из жизни, доказывающих, что психика ребенка хрупкая, но гибкая структура.

Вот, какие особенности и странности поведения малыша говорят о том, что вам нужно записаться на прием к детскому неврологу или психиатру:

  • Появление навязчивых движений, переходящих в ритуалы.
  • Появление страха, связанного с посещением общественных мест, кружков, школы. Важно учитывать, может ли ребёнок рассказать о причине появившегося дискомфорта.
  • Частые жалобы на боли в животе, на головную боль повторяются в виде приступов, сопровождающихся страхом, двигательным беспокойством.
  • Чрезмерная или пониженная чувствительность к громким звукам, яркому свету, резким запахам, прикосновениям.

Ребенок остро реагирует на громкие звуки, закрывает уши, нюхает предметы или еду, не любит этикетки на одежде, колючие вещи, не любит мыть голову, стричь волосы и ногти.

  • Упрямство и сопротивление любым изменениям. Особенная привязанность к отдельным предметам.

Каждое изменение в привычном режиме дня, даже самое маленькое, вызывает стресс и ухудшение психического состояния (становятся капризными, плаксивыми, возбудимыми, отказываются подчиняться). Например, при смене одежды при резких изменениях погоды или при внезапной отмене запланированных мероприятий таких как поход в кино, цирк, в гости. С таким ребенком, когда надо идти в школу или детский сад, всегда приходится ходить по одной и той же дороге.

  • Гримасы.

Ребенок как бы прищуривается, гримасничает перед зеркалом, чаще всего он это делает в то время, когда он волнуется или расстроен.

  • Особенная избирательность в еде.

Это состояние, когда малыш избегает некоторых продуктов, которые ему необходимы, либо по цвету, либо по консистенции, либо по запаху. Например, жесткое мясо, рыбу, красные или оранжевые фрукты или овощи.

  • Проблемы с общением.

Ребенок не находит общий язык со сверстниками. На улице такой он рядом с детьми, но не вместе с ними. Он наблюдает и пытается общаться, хочет познакомиться, но не знает как. Эти дети предпочитают играть с более старшими детьми, чаще с девочками, которые более терпимы, не прогоняют его, берут в группу и опекают. Либо предпочитает общаться со взрослыми, а с детьми вообще не общается.

  • Упорядочивание предметов в игре.

Ребенок выстраивает предметы или игрушки в цепочку или башню. В горизонтальную или вертикальную. Он делают это спонтанно. При этом обычно систематизируют их по размеру, цвету и форме (треугольники, квадраты, круги).

  • Бег или ходьба по кругу, маятникообразный бег туда-сюда. Тут не важна частота, потому что говорят “он делает, но редко“, а важен сам факт.
  • Патологические привычки, вспышки раздражения и направленная на себя агрессивность (кусание ногтей, выдергивание волос, раздражение половых органов, раскачивание перед сном, дневное или ночное (после 6 лет) недержание мочи, кала, заикание, стойкие повторяющие страхи в дневное и ночное время, снохождение, сноговорение, нарушение выработки школьных навыков.
  • Особый интерес к стереотипно повторяющимся играм, где ребенок отождествляет себя с придуманным персонажем, героем мультфильма. При этом игра приобретает навязчивый характер. Ребенок полностью захвачен, одержим процессом. Предложение сменить род деятельности вызывает агрессию.
  • Антисоциальное поведение

Жестокость и агрессивность к насекомым, животным. При этом ребенок не ощущает разницы между живым и неживым (игрушкой). Может толкнуть малыша, ударить собаку, задушить хомячка, не испытывая чувства вины, но с интересом к этому.

 

Итак, если реакции ребенка на внешние раздражители

  • неадекватны,
  • тотальны(распространяются на все случаи жизни),
  • стабильны(сохраняются длительное время, а не единичные случаи),
  • препятствуют нормальному течению жизни,

 

необходима консультация специалиста! Чем раньше распознается болезнь, тем легче она поддается лечению, и тем благоприятнее прогноз.

 

Важно напомнить родителям, что без письменного согласия врач-психиатр не имеет права брать ребенка под динамическое наблюдение, такая задача и не стоит перед специалистом. Сведения, которые вы предоставите в кабинете детского психиатра, охраняются «Законом о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и не могут быть разглашены третьим лицам без вашего согласия.

 

Читайте также