Как правильно говорить «нельзя»?
Несколько советов родителям по правильному установлению запретов
Все родители стремятся к тому, чтобы их малыш вырос хорошим человеком. Мы учим детей простым истинам, ограждаем, показываем и наказываем. Но часто не задумываемся над тем, как и, главное, что при этом говорим? "Не дерись", "не кричи", "не прыгай", "не бегай"... Если собрать все эти "не", то получится, что нельзя почти все.
Важно знать, что частица «не» отрицательна для психики малыша. Такая установка блокирует любое действие или эмоцию ребенка, не предлагая никакого выбора. Чем бы мы, взрослые, не руководствовались, используя формулы-запреты, нужно помнить, что требования с частицей "не" откладываются на подсознательном уровне и сопровождают человек на протяжении всей жизни. В будущем, совершая действие, которое нам запрещали в детстве (например, садясь за стол, не вымыв перед едой руки), мы будем чувствовать себя неловко, испытывать чувство вины и угрызения совести.
Давайте попробуем разобраться, когда же формулируются первые запреты. Возраст, когда ребенок слышит первое «нельзя» - примерно 6-7 месяцев. Да, не удивляйтесь, именно так рано. У ребенка прорезаются первые зубы, и он этими зубками пробует кусать материнскую грудь. И задача мамы не в том, чтобы стойко выносить укусы, а в том, чтобы объяснить ребенку, что есть вещи, которые делать однозначно нельзя.
Есть несколько вариантов реакции на укус. Первый, и самый распространенный - это шлепок по попе. Конечно, это не самая лучшая форма реакции мамы. Некоторые дети после первого шлепка перестают кусаться, но есть и такие, которые пугаются и плачут, не понимая, почему им стало больно.
Если шлепок у вас случайно получился - не переживайте. Дети сделаны с большим запасом прочности и редкий шлепок их не травмирует. Конечно, это не означает, что надо шлепать детей. Лучший вариант - строго посмотреть ребенку в глаза и сказать: "Нельзя кусать!". При этом необходимо извлечь изо рта младенца грудь, которую он кусал. Сделать это можно следующим способом – на короткое время перекрыть малышу доступ кислорода, слегка зажав пальцами нос. Дышать станет нечем, и малыш выпустит грудь изо рта. И запомнит ощущение, когда нечем дышать.
Пик двигательной активности и встречи с новыми «нельзя» приходится на возраст 10-12 месяцев, когда ребенок начинает активно осваивать пространство, встав на ноги. Этот возраст характеризует очень большая исследовательская активность и очень малый жизненный опыт.
Каким вырастет малыш, зависит от того, какие методы воспитания мы применяли, и, в частности, как и что запрещали ребенку. Каким он может стать?
Первый психотип, который может сформироваться из-за неправильного использования запретов - "Судья".
Вы наверняка встречали человека, порицающего все, что оказывается в его поле зрения: людей, их поступки, социальные явления и прочее, и прочее. Такая оценка проистекает из того, что сами себе «судьи» не могут позволить одеваться, действовать или мыслить подобным образом. Когда-то в детстве родители устанавливали запреты на многие поступки. Такого человека глубоко задевает сам факт того, что нечто, кажущееся естественным для других, совершенного неприемлемо для него самого. И чем больше такой человек осуждает, тем больше ограничителей было в его детстве.
Следующий психотип - "Человек в футляре".
Этот печальный случай - следствие того, что родители не дали раскрыться потенциалу ребенка в детстве. Своими запретами и упреками взрослые сформировали у малыша такой образ, при котором ребенок и сам себя видит несостоятельным. Выполняя предписанный родителями сценарий: "ты никогда не станешь аккуратной", "ты не понимаешь, что тебе говорят" и др., ребенок так и не сможет во взрослой жизни реализоваться, ведь он "не талантлив", "глуп", "нерасторопен" и так далее. Чаще всего формирование такого образа "неудачника" происходит у детей с мягким характером. С возрастом проблемы нарастают, такие люди становятся замкнутыми, они тяжело заводят знакомства и создают семьи.
И, наконец, еще один психотип - "Бунтарь".
На любой запрет такой ребенок отвечает неподчинением. Причин этому может быть много: забава и любопытство ("а что будет, если не послушаюсь?"), непонимание того, по какой причине этого нельзя делать, неприятие родителей (часто в случаях с отчимом).
Весьма часто такое противодействие в ответ на запреты родителей со временем входит у ребенка в привычку и становится обычной реакцией на любые просьбы, которые не нравятся.
Соответственно, перед родителями в процессе воспитания стоит сложнейшая задача: помня о том, что обойтись без запретов не удастся (подавляющее количество запретов связано с безопасностью, а отставшая часть – с агрессивными проявлениями в сторону близких людей и сверстников), необходимо стараться не совершить непоправимые ошибки политики «запретов».
Давайте разберемся, что мы делаем неправильно, когда устанавливаем запреты.
- Слишком много запретов.
Нельзя драться, кричать, отбирать чужие игрушки, бегать по дому и т. д., и т. п. Это – только малая часть "нельзя", которые родитель говорит своему ребенку ежедневно.
А ведь большинство перечисленных "нельзя" не таит в себе никакой реальной опасности. Просто исследовательское поведение ребенка доставляет слишком много хлопот родителям. Ведь можно не запрещать открывать дверцы шкафа и доставать оттуда салфетки или полотенца, а просто сложить их опять Некоторые вещи лучше просто убрать подальше от любопытных глаз и рук ребенка - спрятать острые и колющие предметы, электроприборы, гаджеты, бьющиеся и дорогие вещи, и тогда слово "нельзя" придется говорить значительно реже и оно в этом случае приобретет для ребенка значительный смысл.
- Запреты без объяснения причины.
Лучший способ запретить – объяснить и показать, почему "нельзя". При этом объяснять и показывать нужно, начиная с самого юного возраста, но на понятном ребенку языке, используя понятные малышу слова и опираясь на его опыт.
Еще лучше не просто объяснять, но и показывать. Например, малышу, который постоянно пытается схватить горячий утюг, можно дать его потрогать, когда утюг уже не способен обжечь ребенка, но все еще неприятно горяч. Ребенок запомнит и перестанет повторять действие.
- Непоследовательность.
"Пусть папа с мамой говорят "нельзя", а у бабушки можно", – рассуждает такая "добрая" бабушка. Ребенок, встречая непоследовательность действий своих родственников, рассуждает так: "если сегодня – нельзя, а завтра – можно, если обычно – нельзя, а когда поплачешь – можно, то значит можно всегда".
- Запрет без альтернативы.
Ребенок не должен чувствовать разочарования от того, что ему что-то не разрешили. Лучше сразу предложить ему достойную замену. Отвлечь внимание можно новой игрушкой, интересным занятием, просто переходом в другую комнату. А еще лучше купить или создать для ребенка детский аналог взрослых вещей, объяснив при этом, что "это – мамино, это – папино, а это – Танино".
- Нужно следить за своей речью. Следует заменять предложения с частицей "не" на другие. Например:
- "Не трогай это" = "Возьми лучше что-нибудь другое";
- "Не ешь грязными руками" = "Помой руки и только потом садись обедать";
- "Никогда не бери чужие вещи без спроса" = "Сначала спроси разрешения, а уже потом бери чужую вещь".
В первом случае мы сужаем возможности ребенка, во втором - расширяем.
Итак, если мы хотим научить ребенка правильно реагировать на очень важное слово "нельзя", необходимо следовать нескольким несложным советам. Они помогут установить разумные запреты, в то же время не ограничивая детскую активность.
- Не следует злоупотреблять словом "нельзя". Есть риск, что ребенок станет воспринимать его как сопутствующий фон, не обращая на него особого внимания. Кроме того, запомнить все родительские запреты попросту невозможно. Следует создать вокруг малыша безопасную среду, благодаря которой вы сможете избежать большинства запретов.
- Обязательно согласуйте свои действия с домочадцами: должен быть единый перечень запретов. Это нужно для того, чтобы ребенок не столкнулся с противоречиями.
- Будьте последовательны в деле запретов. Если вчера вы говорили "нельзя", когда ребенок раскидывал игрушки по комнате, то и сегодня не разрешайте поступать так же.
- Родителям нужно корректировать запреты в соответствии с возрастом малыша. Ребенок подрастает, совершенствуются его умения: так, четырехлетний малыш уже может орудовать ножницами, помогать маме в приготовлении обеда и пр.
- Желательно исключить из речи частицу «не». Дети чаще всего вообще ее не слышат или даже воспринимают такой запрет как руководство к действию.
- Давайте детям альтернативу нежелательного поведения: рисовать можно в раскрасках, а не обязательно в книгах со сказками. А кукольное лицо больше подходит для раскрашивания, чем детская мордашка.
Сократите перечень запретов до минимума. Объясняйте ребенку их причины и обязательно предлагайте достойную альтернативу запрещаемому поведению. Только в этом случае можно воспитать у малыша не упрямство и желание поступать назло, а понимание и послушание.