Логопедическая группа в детском саду
Большинство родителей рано или поздно задумываются о том, насколько правильно говорят их малыши, и нет ли отклонения в том, что дитя немногословно, или неверно выговаривает звуки, а иногда и меняет звуки в словах.
Иногда работу логопеда представляют как единственную задачу - исправление нарушенного произношения звуков. На самом деле, это далеко не всё, чем должен заниматься логопед в детском саду. Задачи гораздо объемнее и шире:
- научить детей владеть словом в совершенстве,
- научить коммуницировать не только со сверстниками, но и со взрослыми, и быть в этом успешным,
- научить не бояться говорить и высказывать свои мысли
Да, мы формируем звукопроизносительные навыки, но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки. Ведь каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. А если логопед не поможет малышу вовремя преодолеть все трудности, возникшие в детском саду, эти трудности будут преследовать ребёнка и в школе:
- неумение красиво и правильно рассказывать – проблемы при изучении истории, географии, словом, всех тех наук, которые требуют пересказа;
- неумение различать на слух звуки – трудности с русским языком, путаница с буквами при письме, сложно будет научиться читать;
- недоразвитие мелкой моторики – проблемы с правописанием;
- неумение обобщать – проблемы с мышлением, а значит с математикой.
И, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки своего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
В KidsEstate логопед, во-первых, проводит индивидуальные занятия с детьми, у которых выявлены особенности речи (общее недоразвитие речи, дислалия, дизартрия), а также групповые занятия по развитию:
- лексической и грамматической сторон речи,
- фонематических представлений,
- мелкой и артикуляционной моторики,
- координации движений,
- внимания и памяти.
При необходимости, если у ребенка наблюдается нарушение тонуса мышц, логопед проводит логопедический массаж.
Динамика развития ребенка в процессе логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования три раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты мониторинга находят отражение в «Звуковом профиле», где отмечается динамика коррекции речевой функции детей, что способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого малыша и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевых нарушений.
Успешность логопедического воздействия в значительной степени определяется совместными усилиям со стороны логопеда, родителей и самого ребенка. Только родительское участие, заинтересованность, изобретательность, энергичность, постоянное сотрудничество с педагогом способны привести к желаемому результату.
Эффективность работы логопеда с детьми определяется также преемственностью его деятельности с деятельностью других специалистов детского сада.
- Для того чтобы процесс коррекционно-воспитательной работы был более успешным, логопед координирует и объединяет свои действия с психологом, определяя психологическую нагрузку, корректируя имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольном учреждении, успешно развиваться и обучаться.
- Взаимосвязь в работе с воспитателями группы способствует закреплению сформированных логопедом первичных речевых навыков у детей. Совместно с музыкальным руководителем мы проводим работу по развитию мелкой моторики рук, музыкально-речевые игры на активизацию внимания, воспитание музыкального ритма, ориентировку в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей.
- Не менее важным в коррекционно-образовательном процессе является взаимодействие логопеда с нейропсихологом. Направление, в рамках которого реализуется программа по нейропсихологической коррекции нарушенных или несформированных высших психических функций у детей определяется тем, что воздействие на сенсо-моторный уровень вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценною участия психических процессов (таких как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д) в овладении чтением, письмом и в целом, речью.
- Взаимосвязь с медицинским работником так же определяет эффективность логопедического воздействия. Медицинский работник проводит работу по адаптации детей, определяет возможную нагрузку для каждого ребенка, при необходимости, совместно с логопедом и психологом, рекомендует консультацию у тех или иных специалистов.
Родителям необходимо понимать - успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка и тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего коллектива и единства требований, предъявляемых к детям.