Мифы о развитии мозга дошкольника
Раннее развитие детей часто приводит к эффекту перевёрнутой пирамидки. Способности ребенка в таком случае не имеют основания, фундамента, на котором всё развитие строится. Выглядит это, в лучшем случае, так: ребенок бегло читает, не всегда понимая прочитанное, в разговоре использует сложные термины, также часто невпопад, владеет компьютерной грамотой, при этом не умеет вырезать ножницами и завязывать шнурки, не справляется с собственными эмоциями, не умеет общаться со сверстниками и не понимает их эмоций, а ещё боится ошибок и в какой-то момент отказывается от любых занятий. То есть не владеет теми навыками и качествами, которыми владеют его сверстники, прошедшие все положенные этапы развития. Для того, чтобы не получить эффект перевернутой пирамидки родителям нужно расстаться с мифами.
Миф 1. Окно развития мозга 4-6 лет.
- «После трех уже поздно» – название популярной книги, которую написал не психолог, не врач, не нейрофизиолог, а – журналист из Японии Масару Ибука.
- Мозг человека развивается всю жизнь. Функциональные возможности мозга в дошкольном детстве с каждым годом только расширяются.
- Живучий миф «после трех лет уже поздно» дает возможность многим дельцам, далеким от науки, предлагать родителям привлекательные методики.
Миф 2. Мозг постиндустриального ребенка созревает быстрее.
- Современные дети боятся собственных ошибок.
Взрослые предъявляют к ним завышенные требования и очень недовольны, когда у ребенка что-то не получается. Страх ошибиться, страх неудачи убивает в детях мотивацию к учебе.
- Стимулирование приводит к стрессу. Стресс – к замедлению развития мозга.
Миф 3. Можно учить письму и чтению с 2-3 лет.
- Ребенок в 3 года способен узнавать и запоминать начертание букв и только в 5 лет готов к чтению.
- Подготовка к чтению – это развитие речи ребенка.
Нужно помнить сроки развития базовых познавательных функций:
- Внимание 5-6 лет, Избирательное внимание (чтение) 6-8 лет.
- Произвольная регуляция 6-8 лет.
- Зрительное восприятие 5-6 лет.
- Зрительно - пространственное 5-7 лет.
- Зрительная память 5-6 лет.
- Память 4-6 лет.
- Фонетико-фонематическое восприятие 5-6 лет.
- Звукобуквенный анализ 5-6 лет.
Как развивать дошкольника?
Читать ребенку и обсуждать прочитанное, рассматривать картинки, припоминать увиденное и услышанное ранее, сравнивать предметы по количеству, форме, величине, цвету, разучивать стихи, играть в настольные, подвижные и вербальные игры, танцевать, требовать соблюдения домашних правил и выполнения посильных обязанностей, рисовать с ребенком и как можно больше создавать поделок своими руками, и терпеливо отвечать на все его вопросы, поддерживая его любознательность. Таким образом, к школе будут развиты все необходимые функции – память, внимание, мышление, речь, моторика и воображение, а еще сила воли и терпение.