Меню
Back to top

Школа для дошкольников. Часть I

В Европе дети начинают ходить в школу раньше, чем в России, где-то с трех, где-то с пяти лет. В нашей стране дети сначала ходят в детский сад и только на седьмом-восьмом году жизни переходят в школу.  Это сбивает с толку некоторых родителей, заставляя думать, что до школы дети не учатся, а значит могут отставать в развитии от своих зарубежных сверстников. На волне родительского волнения и неуверенности некоторые частные сады все чаще именуют себя школами, а если в расписании присутствует иностранный язык, то международными школами.  Меняет ли это что-то и решает проблему?  И есть ли проблема?  

Дошкольное образование в настоящий момент – не менее дискуссионная область, чем образование школьное.  Только вопросы звучат немного иные. 

Первая группа вопросов вращается вокруг раннего развития детей.   Вот уже не одно десятилетие родители, переполошенные словами Масару Ибука, что «после трех уже поздно», мечутся между методиками и центрами раннего развития, всевозможными кружками, студиями и подготовкой к школе.  За этой суетой, к сожалению, часто перестают замечать конкретного ребенка с его интересами, потребностями и возможностями.  

Требования этой группы родителей к детскому саду часто сводятся к тому, чтобы в расписании было как можно меньше времени на игру и отдых и как можно больше интеллектуальных занятий, а критериями оценки эффективности таких занятий чаще всего становится умение ребенка читать и писать в раннем возрасте.   Если сад этим требованиями не удовлетворяет, то ребенка ведут в различные центры дополнительного образования, чтобы восполнить недостающие навыки.  

Ну и в чем же здесь проблема, спросите вы? Родители хотят развивать своих детей, это ведь хорошо, разве нет? Проблема есть, и она не только в том, что при таком подходе мы лишаем детей детства, а в том, что у дошкольника свои задачи, возможности и инструменты познания, и подмена этих элементов ведет к растрачиванию ребенком сил, а в конечном счете, к тому, что главная цель, которую ставит перед собой родитель, - успешность в школе – не всегда достигается.   Обоснованием этому служит онтогенетический подход, согласно которому развитие ребенка происходит последовательно, каждый предыдущий этап является основанием для строительства следующего.  Перескакивая, не прорабатывая и не проживая какие-либо периоды, мы рискуем строить наш дом знаний на неустойчивом фундаменте, а следовательно, не можем быть уверены в результате.

Как же правильно организовать образовательный процесс для ребенка дошкольного возраста?  Чтобы это лучше понять, давайте поговорим про сенситивные периоды.  Это понятие впервые было сформулировано практически одновременно известным отечественным ученым-психологом Львом Семеновичем Выготским и итальянским педагогом Марией Монтессори.  Сенситивный или сензитивный период развития - это период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения, или, другими словами, период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики.  В это время ребенок особенно восприимчив к получению определенных навыков.   Эти периоды конечны, и взрослые не могут повлиять на их возникновение, но, зная о них и понимая закономерности, могут предельно продуктивно использовать их для развития ребенка.  

Одним из таких периодов, присутствующих в классификациях обоих ученых, является период развития речи, который состоит из пассивной и активной стадий.  Пассивная стадия, когда ребенок слышит и впитывает речь, на которой говорят окружающие, но не говорит или мало говорит, длится примерно до трех лет, а активная, собственно, использование речи -  с трех до шести лет.  Понимая это, становится очевидным важность того, чтобы ребенок до трех лет слышал грамматически и фонетически правильную речь.    

При естественном развитии речевой активности малыш сначала начинает понимать и только потом старается воспроизвести услышанное. Это в равной степени справедливо как для родной речи, так и для иностранного языка. Поэтому, если вы решили, чтобы ваш малыш с раннего детства изучал иностранный язык, будет очень хорошо, если язык будет звучать из уст носителей.   

К пяти-шести годам этот сенситивный период трансформируется в повышенный интерес к письму.  И только после этого - к чтению.   Вот почему начинать обучать ребенка грамоте раньше -  не эффективно, КПД будет низкий.  Гораздо важнее направить усилия на те виды деятельности, которые связны с переработкой сенсорной информации.

В качестве еще одного аргумента за то, что всему свое время, хочется привести период восприятия порядка, который приходится на возраст до трех лет. В это время очень важно приучить ребенка к порядку среди его игрушек и вещей, правильному режиму, последовательности событий в жизни.   Сначала порядок поддерживается взрослыми, но дети настолько привыкают к нему, что потом без этого не могут в дальнейшем.   Поэтому важно понимать, что время, затраченное на уборку игрушек и складывание одежды – это не потраченное зря время, поскольку воспитательный момент превращается в мощный образовательный инструмент, особенно если помнить, что порядок снаружи ведет к порядку внутри человека.

Период развития социальных навыков, который приходится на возраст от двух с половиной до шести лет.  В этом возрасте очень важно научить ребенка общаться, чувствовать личные границы и границы других людей, потому что, упустив это время, восполнить эти навыки в дальнейшем будет весьма сложно. Именно поэтому важность дошкольного образовательного заведения сложно переоценить, особенно в свете того, что в последние десятилетия утрачены дворовые сообщества детей, и сады становятся чуть ли не единственной площадкой, где дети постигают навыки общения.

Стоит также упомянуть важность свободной игры.   Свободную игру часто путают с игровой формой обучения, хотя это совершенно разные понятия.  Игровая форма обучения – это подача материала в доступной для ребенка эмоциональной, образной форме, в том время свободная игра -  это занятие, которое ребенок самостоятельно инициирует, ставит перед собой определенную цель, выбирает средства ее реализации, товарищей по игре.   Вы чувствуете, насколько это важно! Только деятельность, которую человек выбрал для себя сам, способна максимально раскрыть и задействовать его внутренние ресурсы. Для ребенка таким видом деятельности является игра. Игра позволяет максимально раскрыть потенциал ребенка, развивает воображение, помогает проявиться его воле, мотивирует к получению знаний, формирует социальные навыки.   То, насколько сложна по сценарию и детализирована игра детей, характеризует уровень их психического развития.   Взрослые должны это понимать и создавать специальные условия для игры детей, выделяя время, создавая среду (не путать с перегруженностью игрушками!)

Говоря о дошкольниках, важно помнить, что основной механизм познания у детей примерно лет до шести-семи -  это имитация, или подражание. Известно, что неосознанно ребенок дошкольного возраста воспринимает гораздо больше, чем сознательно.  Детские впечатления образуют основу будущих знаний и будущего сознательного опыта людей.   Эту удивительную особенность детей, не анализируя, словно на пленку, записывать все, что они слышат и видят вокруг себя, называют «впитывающим сознанием». Это касается культуры, языка, информации об окружающем мире, людях, моделях поведения и пр. 

Опираясь на способность детей подражать, можно очень много достичь в плане их развития.  Взрослым надо создать правильную среду и помнить, что личный пример и интересная деятельность, подобранная в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными интересами ребенка -  мощный образовательный инструмент, к тому же экономичный или, как принято сейчас говорить, экологичный, в плане расходования сил.

 

 

Елена Игнатьева, учредитель и директор международного детского сада «Kids Estate»

Читайте также

Если Вы хотите увидеть, где будет учиться Ваш ребенок, мы
организуем экскурсию по нашему садику в удобное для Вас время.

Пожалуйста, заполните все поля. Спасибо!

Отправляя настоящую форму, Вы даете согласие на обработку персональных данных.